Жизнь струится в берегах времени, и нет конца этому потоку, и нет остановки. Но их, эти остановки, должны делать мы, обращаясь к нашим истокам. Для чего? Кто же ответит однозначно… Остановиться, окинуть взглядом пройденный путь нужно иногда, просто чтобы сделать паузу, вздохнуть полной грудью и, укрепившись, устремиться дальше. Иногда бывает нужно оценить повороты и пороги, которые уже были преодолены в этом движении, чтобы рассчитать силы на будущее, чтобы осмотрительнее всматриваться в него. А иногда человеку, народу, обществу стоит оглянуться, чтобы не потерять самих себя: взглянем, а не повернуло ли русло в другую сторону, в то время как мы все спешим и спешим (и, может быть, уже по буеракам), теряя живительные связи, уклоняясь и постепенно угасая… Есть разные причины, чтобы оглянуться, главное не забыть этого сделать…

Свято-Троицкий мужской монастырь, расположенный в западной части г. Рязани при впадении реки Павловки в Трубеж, является одним из древнейших на Рязанской земле. Хотя время его основания в точности неизвестно, считается, что возник он не позднее первой половины XIV века, поскольку еще в 1386 году преподобный Сергий Радонежский, посещая Переяславль Рязанский с посольской миссией, останавливался на ночлег в обители, которая находилась на подступах к городу. «Обнощева» здесь, святой старец, исполняя просьбу великого князя Димитрия Донского, отправился на княжеский двор к Олегу Рязанскому и кроткими речами склонил его на установление долгожданного мира с Москвой. Символом нерушимости этого союза стал династический брак, заключенный между сыном Олега Ивановича Феодором и дочерью Димитрия Донского Софией.

В древности Рязанское княжество подвергалось неоднократным набегам татаро-монгольских орд, поэтому все записи, относящиеся к древнейшей истории монастыря, были утрачены. Первое письменное упоминание о нем встречается лишь в конце XVI столетия в Платежных книгах Ивана Рогозина, а первым известным настоятелем является «строитель старец Симеон» (1628 – 1629 гг.).

Монастырский ансамбль складывался на протяжении конца XVII – начала XX веков. Первой каменной постройкой на территории обители стал холодный соборный храм во имя Живоначальной Троицы, построенный на средства стольника И.И. Вердеревского на месте прежнего деревянного храма и освященный в 1695 г. Рязанским митрополитом Авраамием. Второй, Сергиевский храм был воздвигнут в 1752 году взамен деревянной Иоанно-Предтеченской церкви, и имел приделы в честь Крестителя Господня Иоанна и Федоровской иконы Божией Матери. С северной стороны над главными въездными вратами монастыря находилась трехъярусная колокольня (1697 г.), а довершали облик обители настоятельский (1855 г.) и братский (ныне трапезный; 1903 г.) корпуса и возведенная в 1858 г. в западных вратах двухэтажная каменная часовня, получившая впоследствии наименование «Святых Врат». Территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с пятью башнями, выстроенной еще в конце XVII века, внутри которой располагались многочисленные хозяйственные постройки. Снаружи находился монастырский огород, были посажены деревья и кустарники, разбиты цветочные клумбы, а с южной стороны простирался обширный фруктовый сад с пасекой. Неподалеку от монастыря располагались пойменные озерца, вода в которых отличалась чистотой и хорошим вкусом. На территории самой обители находилось несколько источников. В устье реки Павловки стояла монастырская мельница.

Главной святыней монастыря являлась чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Древний список пожертвовал обители потомственный гражданин г. Рязани купец Григорий Гаврилович Анзимиров после чудесного случая, произошедшего с ним благодаря этому образу. 24 октября 1852 года икона была торжественно перенесена в обитель святителем Гавриилом Рязанским и помещена в северном приделе Сергиевского храма, освященном в тот же день в честь этого образа. От иконы совершались многочисленные исцеления, свидетельства о которых зафиксированы в монастырской летописи. После закрытия монастыря в годы советской власти образ оказался за пределами обители. В настоящее время он находится в Борисо-Глебском соборе г. Рязани, а в монастыре хранится список Феодоровской иконы, сделанный в 1998 г., также прославившийся чудотворениями. До сегодняшнего дня в обители пребывает чтимая Казанская икона Божией Матери, сохранившаяся с дореволюционного времени, перед которой еженедельно совершается акафист.

В ограде монастыря находился древний некрополь, на котором производились преимущественно почетные захоронения: духовных лиц, благотворителей, людей известных фамилий. Среди них: архиепископ Иринарх (Попов), архимандрит Иоанн (Оболенский), Вердеревские, Рюмины,  Андрониковы, Нарышкины, Дубовицкие, Орловы, Медынцевы, Замятины, Живаго, княгиня М.И. Кропоткина, грузинская царица фрейлина Мария и другие.

На кладбище Троицкого монастыря упокоился знаменитый зодчий конца XVIII – начала XIX века Матвей Федорович Казаков, архитектурный гений которого во многом определил облик Москвы. В 1812 г. при спасении от наполеоновского войска М.Ф. Казаков вместе с родственниками оказался в Рязани, где вскоре скончался и согласно записи в метрической книге Николаевской «что за Лыбедью» церкви, был «погребен всем причтом в Троицком монастыре». Предположительно захоронение было произведено за алтарем Сергиевского храма. В 1914 году при расширении алтарной части останки зодчего были перезахоронены в нескольких метрах восточнее, над могилой установили памятник в виде обелиска из черного мрамора с надписью: «Здесь покоится прах зодчего Казакова Матвея Федоровича (1738 – 1812)».  При регистрации надгробий на Троицком кладбище в 1931 году под № 124 значился памятник Казакову. Однако в годы советской власти Троицкое кладбище так же, как и сам монастырь, подверглось разорению: решение о его ликвидации было принято Исполнительным комитетом Рязанского городского Совета депутатов трудящихся 13 марта 1941 г.  Окончательно оно было уничтожено в 1974 году при закладке котлованов под фундаменты зданий завода автоаппаратуры. Так, место захоронения известного зодчего было утеряно. В 2002 году, в период празднования 190-летия со дня кончины М.Ф. Казакова была предпринята попытка отыскать останки выдающегося архитектора на основании архивных данных и показаний свидетелей, однако поиски не увенчались успехом.

Троицкий монастырь был лишен своего статуса в 1919 г., но оба его храма продолжали действовать в качестве приходских церквей. 23 апреля того же года было создано братство Свято-Троицкого монастыря, которое возглавил иеромонах Прокл (Кузнецов), в будущем архимандрит, наместник обители. Впоследствии он был арестован и дважды находился в ссылках.  Полностью храмы были закрыты в 1940 г. В зданиях монастыря в различные годы размещались Учебный комбинат, мастерские завода автоаппаратуры, автошкола, использовались они и в качестве жилых помещений.

Исторический статус Свято-Троицкому монастырю был возвращен Указом Святейшего Патриарха Алексия II († 2008) от 26 декабря 1995 г. В том же году наместником был назначен игумен Андрей (Крехов); ныне архимандрит.

На сегодняшний день в монастыре – 12 человек братии.  Действуют три храма: соборный во имя Пресвятой Троицы (освящен 16 июня 2000 г.), Сергиевский с двумя приделами: в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (главный придел освящен 8 апреля 1996 г.) и надвратный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение-Корчемная» и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских в Святых Вратах (освящен в 10 декабря 2000 г.).

С июня 1998 г. в монастыре издается газета «Святые врата».  Действуют просветительские курсы для взрослых «Основы Православия» и детская воскресная школа.  Из собрания старопечатных книг, которым располагает монастырская библиотека, регулярно устраиваются выставки.  В декабре 1996 г. при монастыре была устроена благотворительная столовая, ежедневно обслуживающая до 50 человек. Монастырь активно принимает паломников из разных регионов страны, проводятся экскурсии для школьников. У монастыря имеется три подворья, хозяйственный двор. Продолжается восстановление обители. В 2012 году проводится строительство кирпичной ограды.