30 марта. Родительская суббота

30 марта 2013 года в субботу второй седмицы Великого поста, в день поминовения усопших игумен монастыря архимандрит Андрей (Крехов) совершил Божественную литургию в сослужении братии обители в священном сане. По окончании богослужения была соборно совершена великая панихида по всем усопшим православным христианам. После этого отец игумен обратился к собравшимся с пастырским словом.

Накануне, в пятницу вечером, в монастыре прошло заупокойное богослужение с парастасом.

О поминовении успоших

В каждый субботний день, преимущественно перед другими днями, в Православной Церкви совершается поминовение усопших. В этом отличие субботней службы. Однако при этом в некоторые из суббот установлено особое, сугубое поминовение умерших. Такие субботы называются родительскими, потому что первая наша обязанность поминать тех, кто дал нам жизнь – наших родителей, а также и других предков, поминать умерших родных, друзей, знакомых. В эти особые субботы Церковь молится за всех, кто умер в надежде воскресения и жизни вечной. Такое поминовение происходит именно в субботний день, по причине того что день субботний — день покоя (в переводе с еврейского), по своему значению наиболее подходит для молитвы об упокоении умерших со святыми.

Родительскими субботами являются, в частности, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста. Эти субботы установлены Церковью, чтобы не лишить усопших своего предстательства во дни Великого поста, так как в это время невозможны обыкновенные ежедневные поминовения усопших, соединённые с совершением полной литургии, которая в Великий пост положена не каждый день.

На важность молитвы за усопших указывали многие святые отцы. Душа, перешедшая за грань земного бытия, уже ничего не может изменить для себя, только живущие способны своей усиленной молитвой, милостыней повлиять на загробную участь усопших. Поэтому так важна для них молитва Церкви, поэтому так ожидают они проявления нашей к ним любви, выраженной в молитве к Богу.

Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

Преподобная Афанасия Эгинская, сказав, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов», добавляет: «если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».