7 июля. Рождество Иоанна Крестителя

7 июля, в день престольного праздника монастыря — Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — игумен обители архимандрит Андрей (Крехов) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную литургию. По ее окончании состоялось славление празднику и крестный ход. Южный придел Сергиевского храма монастыря освящен в честь Собора Иоанна Крестителя, поэтому все праздники, связанные с именем этого святого, почитаются в обители как престольные.

Накануне вечером игумен монастыря возглавил всенощное бдение. Во время богослужений для поклонения верующим выносилась хранимая в монастыре святыня — чтимая икона Иоанна Крестителя с частицей его святых мощей.

О празднике

Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников и отмечается за шесть месяцев до Рождества Христова — 7 июля. Это один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях праздников Православной Церкви мы встречаем слово «рождество» (рождение) лишь трижды: Рождество ХристовоРождество Пресвятой Богородицы и Рождество Иоанна Предтечи. Сам этот факт подчёркивает исключительное положение Иоанна Предтечи среди святых, почитаемых Православной Церковью.

Рождество Иоанна Предтечи описано лишь одним евангелистом. Рассказ об этом событии мы находим в 1-й главе Евангелия от Луки. Согласно этому повествованию, отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником. Оба они были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей. Бездетность у евреев считалась большим несчастьем и даже позором», поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» (Лк. 1, 25) и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана.

Захария в тот момент, когда он совершал каждение в храме, увидел ангела и получил от него предсказания: о рождении сына; о том имени, которым сына нарекут; о радости, которую принесёт его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа; о том, что сын будет велик пред Господом; о предстоящей его сыну миссии — представить Господу народ приготовленный.

Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен дара речи. По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала и в своё время родила сына. На восьмой день, когда зашла речь о наречении имени младенцу, Елисавета и Захария, к общему удивлению, не сговариваясь, сообщили, что его следует назвать Иоанном. После этого к Захарии вернулся дар речи и он пророчествовал о будущем младенца и определенной ему миссии.