Интервью с преподавателем детской Воскресной школы

В октябре 2012 при нашем монастыре открылась детская Воскресная школа. Занятия в ней проводит педагог-катехизатор монастыря, педагог-психолог Ольга Александровна Крикунова. К ней мы обратились с вопросами об организации работы школы.

 Добрый день, Ольга Александровна! Мне бы хотелось начать с общего вопроса: расскажите, пожалуйста, почему лично Вы решили взяться за организацию детской Воскресной школы? И, как Вы считаете, есть ли какое-то принципиальное отличие занятий в Воскресной школе от занятий в рамках курса «Основы православной культуры» в школе общеобразовательной?

Более года назад меня приняли в монастырь на должность педагога-катехизатора. В рамках этой работы проводился ряд просветительских мероприятий, адресованных прежде всего взрослым слушателям. Но чтобы не оставлять в стороне наших маленьких прихожан, было решено возобновить действующую некогда при монастыре детскую воскресную школу. Как сотрудника, имеющего высшее образование педагога-психолога, а также определенный опыт работы с детьми (по благословению духовника в течение 7 лет я работала в школе-интернате), меня благословили вести в ней занятия.

Существует целый ряд принципиальных отличий между занятиями в школе воскресной и светской:

  1. Занятия в воскресной школе проводятся по благословению правящего архиерея Рязанской епархии и по благословению священноигумена монастыря архимандрита Андрея (Крехова), что свидетельствует о таком важном в образовании элементе как послушание и, как следствие, о водительстве Святого Духа.
  2. Занятия проходят на территории Свято-Троицкого монастыря города Рязани, связанного с именем преподобного Сергия Радонежского, а следовательно, под покровом этого святого, оказывающего особую помощь в образовании и воспитании.
  3. На занятиях воскресной школы традиционно уделяется первостепенное значение воспитанию, а не только обучению как формальному приобретению знаний.
  4. Педагог, проводящий занятия, имеет как педагогическое, так и психологическое образование, т.е. работа с детьми ведется с учетом особенностей их душевного склада и характера.
  5. В работе воскресной школы используются перспективные с точки зрения как современной психологии, так и с церковных позиций, методы арт-терапии, которые в светских учреждениях встречаются пока еще достаточно редко.
  6. На наших занятиях присутствует индивидуальный подход, подразумевающий гармоничное раскрытие личности каждого из учащихся.

Какова программа обучения в Воскресной школе? На какой период она рассчитана?

 Пока курс рассчитан на один год, поскольку занятия в детской воскресной школе монастыря возобновились после многолетнего перерыва. Программа обучения предполагает знакомство с основами Православной веры: изучение православного представления о Боге, мире и человеке, основных наиболее простых молитв, важнейших нравственных заповедей, церковного этикета, а также практических творческих занятий с использованием методов арт-терапии.

Вы несколько раз упомянули о методах арт-терапии, которые применяются на занятиях в воскресной школе. Что это такое? Расскажите, пожалуйста, поподробнее.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) – это исцеление человека при помощи искусства. С древнейших пор замечено, что искусство обладает терапевтическим действием на душу и тело человека, причем если грубые и безнравственные формы искусства могут приносить болезни, то высокое искусство, особенно созидаемое на христианских началах, обладает благотворным воздействием на состояние человека.

Методы арт-терапии помогают ребенку гармонизировать свое внутреннее состояние, приобрести уверенность в себе, открыть и развить способность к творчеству. Они включают в себя тематическое и свободное рисование, составление коллажа, работу с различными материалами: пластилин, глина, природные материалы, ткани, бумага различных видов и фактуры и многое другое; предполагают сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения: музыкой, поэзией и др., инсталляции: скульптура, композиция, театрализация: кукольный театр, организация и проведение праздников.

С какого возраста дети могут посещать Воскресную школу при нашем монастыре?

 Занятия рассчитаны на детей младшего (начального) и среднего школьного возраста, но могут быть сделаны исключения.

 Это небольшой возраст. Значит, ребят наверняка будут приводить родители. Они тоже будут принимать какое-то участие в занятиях?

При желании родителей им не возбраняется иногда принимать участие в занятиях детской воскресной школы, однако в целях успешного проведения педагогического процесса всё же остается желательным участие их только в роли пассивных слушателей.

Скажите, пожалуйста, а вообще насколько важно для сплочения семьи участие родителей и детей в какой-то совместной деятельности?

Важно, чтобы это участие не ограничивались только временем, проведенным в монастырских стенах, и чтобы приобретенные знания и умения благотворно влияли на устроение семейной жизни.

И последний вопрос. Является ли обязательным условием для учеников Воскресной школы посещение Божественной литургии? Если да, то не слишком ли утомительно для детей после продолжительной службы находиться на занятиях?

Для учащихся является желательным присутствие на заключительной (20-и минутной) части Божественной Литургии (Литургии верных). Также по благословению игумена монастыря для подкрепления сил перед началом занятий в монастыре организована легкая трапеза.

Занятие длится 50 минут, что с учетом предшествующей трапезы не приводит к переутомлению учащихся.

Ольга Александровна, благодарю Вас за беседу.

Беседовала Константинова Т.

Свои вопросы к Крикуновой Ольге Александровне вы можете присылать на сайт.

Опубликовал 14th Январь 2013.
Размещено в Статьи и проповеди.
.