13 февраля 2022. Неделя о мытаре и фарисее

Начинается подготовка к Великому посту, и открывает ее Неделя о мытаре и фарисее. В воскресенье 13 февраля 2022 г. игумен монастыря архимандрит Андрей (Крехов) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную литургию, а накануне вечером возглавил всенощное бдение.

О празднике

Свое название первая подготовительная к посту неделя получила от евангельской притчи, рассказанной Самим Спасителем.

«Два че­ло­ве­ка при­шли в Храм по­мо­лить­ся, – так на­чи­на­ет­ся прит­ча. – Один был фа­ри­сей, а дру­гой – мы­тарь (сбор­щик по­да­тей для рим­ской каз­ны)». За­ме­тим, что невоз­мож­но по­до­брать бо­лее непо­хо­жих друг на дру­га лю­дей. Фа­ри­сеи (что зна­чит бук­валь­но «чи­стые», «от­де­лён­ные») бы­ли ав­то­ри­тет­ны­ми и ува­жа­е­мы­ми в на­ро­де тол­ко­ва­те­ля­ми ре­ли­ги­оз­но­го Мо­и­се­е­ва За­ко­на. Но стрем­ле­ние к его неукос­ни­тель­но­му со­блю­де­нию да­же в ме­ло­чах за­ча­стую при­во­ди­ло их к невы­но­си­мо­му фор­ма­лиз­му и ка­зу­и­сти­ке. На­про­тив, к мы­та­рям, этим пре­зрен­ным «пре­да­те­лям», со­сто­яв­шим на служ­бе у рим­ских ок­ку­па­ци­он­ных вла­стей, иудеи от­но­си­лись с брезг­ли­во­стью, счи­тая для се­бя осквер­не­ни­ем вся­кое с ни­ми об­ще­ние.

«Фа­ри­сей, – про­дол­жа­ет Хри­стос, – встал и мо­лил­ся про се­бя так: «Бла­го­да­рю Те­бя, Бо­же, что я не та­ков, как осталь­ные лю­ди – ко­ры­сто­люб­цы, без­за­кон­ни­ки, раз­врат­ни­ки или вот как этот мы­тарь. Я два­жды в неде­лю по­щусь, от­даю де­ся­тую часть все­го, что при­об­ре­таю»». А мы­тарь, став по­даль­ше, не смел да­же глаз под­нять к небу и толь­ко бил се­бя в грудь со сло­ва­ми: «Бо­же, ми­ло­стив будь ко мне, греш­но­му!» – Но имен­но он, а не фа­ри­сей, – за­клю­ча­ет прит­ча, – «ушёл до­мой бо­лее оправ­дан­ным. Ибо вся­кий, кто воз­вы­ша­ет се­бя, бу­дет уни­жен, а кто при­ни­жа­ет (сми­ря­ет) се­бя, бу­дет воз­вы­шен».

Истинный пост, который ведет нас к покаянию и очищению души, невозможен без глубокого, «мытарева» смирения. Все мы грешники, и признание этого — шаг на пути к исцелению души. Гордость же и превозношение, особенно своими «добродетелями», тянут нас ко дну. Настоящий пост — это не только воздержание от пищи, но самое главное — душевное сокрушение. Мы призваны за время поста увидеть не свои «достоинства», а свои язвы, духовные «болячки», увидеть свои грехи и тогда обратиться к Господу за исцелением. 

Для об­ли­че­ния фа­ри­сей­ско­го по­ста, бес­смыс­лен­но­го при та­ком па­губ­ном, гордом ду­шев­ном рас­по­ло­же­нии, пра­во­слав­ный цер­ков­ный Устав специально от­ме­ня­ет на этой неде­ле пост в сре­ду и пят­ни­цу.