Начинается подготовка к Великому посту, и открывает ее Неделя о мытаре и фарисее. В воскресенье 13 февраля 2022 г. игумен монастыря архимандрит Андрей (Крехов) в сослужении братии в священном сане совершил Божественную литургию, а накануне вечером возглавил всенощное бдение.
О празднике
Свое название первая подготовительная к посту неделя получила от евангельской притчи, рассказанной Самим Спасителем.
«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона. Но стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.
«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю»». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».
Истинный пост, который ведет нас к покаянию и очищению души, невозможен без глубокого, «мытарева» смирения. Все мы грешники, и признание этого — шаг на пути к исцелению души. Гордость же и превозношение, особенно своими «добродетелями», тянут нас ко дну. Настоящий пост — это не только воздержание от пищи, но самое главное — душевное сокрушение. Мы призваны за время поста увидеть не свои «достоинства», а свои язвы, духовные «болячки», увидеть свои грехи и тогда обратиться к Господу за исцелением.
Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном, гордом душевном расположении, православный церковный Устав специально отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.