Работа относится к числу семестровых семинарских и академических сочинений митрополита Симона (Новикова).
Ихже бо предуведе, тех и предустави
Рим. 8, 29
Всевидящий Бог, зная наперед жизнь человека-праведника, от вечности предопределяет его к славе и причисляет к избранному Своему стаду.
Избранники Божии – это воины Христовы, которые отбили козни силы вражией и здесь, во временной жизни, сделались сосудами благодати Божией. Своим равноангельским житием они, как светочи, освещали путь к Царству Небесному. А отойдя в вечную жизнь, являются неотступными ходатаями и молитвенниками перед Отцом Небесным за весь род христианский.
К сонму таких избранников принадлежит преподобный Сергий, Радонежский чудотворец.
Преподобный Сергий (рим. – «высокий», «почтенный»), в мире Варфоломей, родился 3 мая 1319 года в благочестивой семье ростовского боярина Кирилла и супруги его Марии. Еще прежде рождения мальчика дивный Промысл Божий дал о нем знамение, что он будет великим угодником Божиим и нарочитым служителем Пресвятой Троицы. Как св. Иоанн Креститель «взыграся… радоцами во чреве» (Лк. 1, 44) праведной Елисаветы, когда она услышала приветствие Девы Марии, так и прп. Сергий, будучи во чреве свой матери, три раза вскрикнул во время важных моментов Божественной Литургии, а именно: перед чтениме Св. Евангелия, перед пенимее Херувимской песни и при возглашении священником: «Святая святых».
Получив предзнаменование о святости будущего младенца, Кирилл и Мария дали обет посвятить его служению Богу и неслучайно во святом Крещении нарекли новорожденного Варфоломеем, что значит «сын радости».
Годы младенчества и детства также были отмечены чудесными проявлениями в нем благодати Божией. В постные дни – среду и пятницу – он не принимал молоко матери, не принимал и тогда, когда мать вкушала мясную пищу. Так с младенческих лет он был великим постником, каким и остался на всю жизнь. С самого раннего детства Варфоломей горел благодатной ревностью о спасении (черта почти всех избранников Божиих). Кроткий и сосредоточенный, он был чужд детских игр и развлечений. Душа его стремилась к Богу, и потому беседа с Богом была ему незаменимым наслаждением. Он усердно посещал храм Божий, а иногда и дома проводил в молитве целые ночи.
Чиста и пламенна была его смиренная молитва. «Господи, – молился мальчик, – если верно то, что поведали мне родители, если прежде моего рождения на свет Ты уже благоволи явить на мне, убогом, дивные знамения благодати Твоей, то да будет воля Твоя, Господи… И дай мне, Господи, измлада возлюбить Тебя всем сердцем моим… Дух Твой благий да наставит меня на землю праву» («Житие и подв. и чуд. преп. Сергия», изд. Училищного совета при Св. Синоде, 1902, с. 15).
Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться. Но грамота не давалась ему. Как ни старался мальчик, проводя целые ночи над книгой и усердно молясь Богу о помощи, – не мог научиться читать и по-прежнему отставал от сверстников. Не удивляйся, удивляющийся, и не злорадствуй, злорадствующий, – Господь слышит взывающего и не случайно попускает искушение для праведника, «но да явятся дела Божия на нем» (Ин. 9, 3). Отрок не оставлял надежды на милосердие Божие и снова и снова возносил Ему жаркие молитвы о помощи.
Однажды, когда Варфоломей по поручению отца пошел в поле искать коней, увидел под дубом старца-инока, со слезами молившегося Богу. Забыл мальчик про коней и на вопрос старца, кого он ищет, поведал свое горе: «Желаю научиться грамоте, помолись о мне, отче!»
Старец полюбил чистое дитя, помолившись, благословил его и дал частицу святой просфоры. По приглашению Варфоломея инок пришел в дом родителей мальчика, где сказал им следующие знаменательные слова: «Господь предызбрал вашего сына еще прежде рождения его… Знайте, что велик будет сын ваш пред Богом и людьми за его добродетельную жизнь! Отрок будет некогда обителью Пресвятой Троицы, он многих приведет за собою к уразумению Божественный заповедей» («Житие и подв. и чуд. преп. Сергия», стр. 12). С этих пор с мальчиком произошла большая перемена: в присутствии старца он стойно и внятно прочитал Третий час и вскоре опередил в учебе всех товарищей.
В 1328 году родители Варфоломея вместе сдетьми (кроме него были еще Стефан и младший Петр) переехали из Ростова в Радонеж. Но изменение места не сказалось на жизни юного подвижника. И здесь храма Божий, упражнения в посте, домашнее молитвенное правило по-прежнему служили ему отрадой. Он уже готов был навсегда оставить мир и уйти в уединение, но просьба родителей не покидать их до смерти останавливала покорного сына. После кончины отца и матери (в последние годы жизни принявших ангельский чин и подвизавшихся в Покровском Хотькове монастыре) Варфоломей не замедлил исполнить свое желание. Он упросил старшего брата Стефана идти с ним искать уединенного места, потому что монастырская жизнь его не удовлетворяла. Он желал пустынного уединения с молитвами и подвигами самоиспытания; туда стремилась его душа, ибо там он лучше уготовает себя в жилище Святого Духа. После долгих поисков нашли желанное место. В десяти километрах от Хотькова на небольшом возвышении «Маковце» они водрузили крест и, помолившись, построили себе келью, а затем и маленькую церковь. С благословения митрополита Феогноста церковь была освящена во имя Пресвятой Троицы. Об этой церкви Святитель Филарет восклицал: «Кто покажет мне малый деревянный храм, в котором первый раз наречено имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в нем с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свещи, и пламень их достигает до неба; ангелы их восходят в пламени их жертвы духовной» (Архим. Никон. «Житие и подв. преп. и богон. Сергия», 1898, с. 107).
Бодрствует Господь над ищущим спасения и, помышляя о человеке, невидимо посылает на землю святых ангелов для служения ему (Евр. 1, 14). Не оставил Господь без благодатной помощи и своего избранника Варфоломея. Он помог ему снести всю тяжесть пустынного жития, которой не вынес его брат Стефан, помог воспринять всю сладость пустынного жития, где человек, проникаясь смирением, вдали от греховных треволнений полнее воспринимает действие благодати Божией.
Господь сподобил его и ангельского чина. Варфоломей был пострижен в монашество с наречением имени Сергия игуменом Митрофаном, изредка навещавшим его и служившим для него Божественную Литургию.
«Вознесох избранного от людей Моих… ибо рука Моя заступит его» (Пс. 88, 20-22).
Под кров юного подвижника стали собираться и другие, желавшие понести иго Христово. По воле Божией в 1354 году инок Сергий был возведен святителем Афанасием в сан пресвитера и поставлен игуменом над братией, неотступно просившей Преподобного об этом.
И было святому игумену видение от Господа: необычайный свет, и целые стаи птиц летали среди деревьев. Подойдя к окну, он услышал голос: «Сергий, услышана молитва твоя о чадах твоих. Умножится число учеников у тебя и после не оскудеют последующие стопам твоим» (Прот. Василий Преображенский. «Преп. Сергий», 1901, с. 29). Господь наделил своего избранника и даром чудотворения, так что силою молитвы он мог исцелять болезни и прогонять бесов.
За величайшее благоговение к святыне и страх Господень, с каким преподобный Сергий предстоял пред Престолом Божиим при совершении Божественной Литургии, Господь удостоил его видимого сослужения ему святых ангелов и сошествия Божественного огня в святой потир. Но величайшим утешением, которого удостаиваются на земле только великие праведники, стало посещение его Царицей Небесной. «Не ужасайся, избранниче Мой, – сказала Владычица, явившаяся Преподобному в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна, – Я пришла посетить тебя, молитва твоя услышана… Я никогда не забуду обители твоей. Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его» («Ко дню церк. праздн. 800 л. Москвы», изд. Московской Патриархии, 1948 г., с. 36). Это было уже незадолго до кончины преподобного Сергия. 25 сентября 1391 года благодатный старец, причастившись Святых Христовых Таин, отошел ко Господу.
Бог вездесущ, однако Своею благодатию не везде обитает: где Он есть, а где, быв, отошел, говоря: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 38). И тому человеку уже никогда не понять, как это прежде рождения возвещается о величии сына, как это ангелы сослужат иерею: «юродство бо ему есть… зане духовно востязуется» (1 Кор. 2, 14).
Велик был преподобный Сергий на земле. За свою пламенную любовь к Богу и ближним он, как говорит митрополит Платон, «исполнен был Святаго Духа, Который управлял его душой и располагал ее к тому, чего требовала его добродетель и польза других» (Прот. Василий Преображенский. «Преп. Сергий», 1901, с. 39). Велик он и ныне на небе. Имея дерзновение ко Святой Троице, он непрестанно молится за нас, грешных. Его святые мощи и доныне источают исцеления всем, с верою припадающим к ним.