Статья посвящена поездке по приходам Захаровского благочиния, совершенной наместником монастыря архимандритом Андреем, на Радоницу, 28 апреля 2009 г.
Сегодня Радоница. Радоница – от слова «радость». Оно вбирает в себя нескончаемое ликование о воскресшем Господе, которое переполняло наши сердца всю Светлую седмицу. А в этот день оно разделяется и с нашими почившими сродниками.
Большой радостью для меня обернулось посещение приходов Захаровского благочиния вместе с наместником монастыря архимандритом Андреем. И не одной только радостью, но и пользой. Пользу для себя нахожу в полученных впечатлениях, которые привели к некоторым размышлениям о собственной жизни.
Думаю, посетить нашу глубинку полезно всем. Жизнь там отличается от городской не только по уровню благоустроенности быта. Здесь немного по-иному смотрят на мир и, думаю, что немного по-другому и верят. Нет, я ни в коем случае не имею в виду какие-то догматические расхождения. И даже не хочу преувеличенно превозносить народное благочестие: во-первых, недостаточно еще для этого видела, а во-вторых, не думаю, что в этом отношении стоит противопоставлять город и село: мол, в последнем вера чище, народ богобоязненнее. Всем известно, что люди везде разные, в смысле неоднородные, и в то же время одинаковые, то есть с теми же проблемами, теми же борениями, теми же падениями и восстаниями.
Но отличие все-таки есть. И взглянуть на него необходимо хотя бы только для того, чтобы обратить внимание на жизнь собственную, чтобы немного встряхнуть себя, приглядеться к тому, что за повседневностью перестает замечаться.
При знакомстве с сельскими жителями мне пришло в голову одно слово, которым захотелось определить себя. Оно не вполне литературное, но достаточно ёмкое и широко нами применяемое. Это слово «заелись». «Заелись вы, матушка», – так и вертелось настырно и язвительно в голове. Заелись, то есть пресытились, привыкли, как к чему-то должному, к тем благим дарам, которые посылает ежедневно Господь. Кроме того, «заелись» обычно говорят тому, кто начинает уже и пренебрегать теми благами, которые еще недавно казались такими желанными и дорогими.
Попробую пояснить. Знакома ли кому-нибудь ситуация, когда утром, в воскресение или другой какой праздничный день, особенно хорошо спится? Тепло и уютно, сладко и спокойно. Но тут… будильник. Так, что такое? Собиралась в храм? Сил нет совсем, веки отяжелели, голова не поднимается. Бывает всякое. Что же такого, схожу завтра или на неделе. Вот он же, рядом.
А теперь представьте, что храма-то у вас НЕТ. Нет его ни рядом с домом, ни в ближайшей окрестности. А чтобы попасть туда, надо идти или ехать далеко и сложно. А в ваше родное село батюшка приедет только в какой-то определенный, заранее назначенный праздничный день. Представьте, что такое случилось с вами. Негде молиться. Нет не то что благолепных сводов и стройного пения, к которому так приятно прислушиваться, а нет даже стен, куда можно было бы прийти. Или есть только стены, поросшие травой, без окон, крыши и дверей. Давайте представим такое на минуту, и насколько весомей тогда станет для нас каждое слово молитвы! Насколько драгоценней каждая минута в храме! Все то, к чему мы вроде бы привыкли.
Сузим круг обозрения. В храме нас окружают древние чтимые иконы, мощи святых. Еще и в кафедральный собор так часто привозят святыни из различных мест. Ежедневно служатся молебны, постоянно имеется святая вода, которую всегда можно взять домой или напиться здесь же… Другая картина: бумажные иконки вставлены в расщелинах на стене, в селе Стафурлово есть аналой – там на вышитом рушнике бережно лежит икона Спасителя – и есть подсвечник, заполненный огоньками свечей. Это здесь так хорошо! А где-то свечечки поставлены в песочек, в уголке возле разрушенной стены, а наверху, на выступившем кирпичике, прикреплена иконка. И как же радуются люди, что удалось осуществить и это! Удалось расчистить святое место, удалось хоть немного благоустроить его и хоть бедно, но с любовью украсить.
Еще одна ситуация. Родная и до боли знакомая, по собственному опыту. Я об отношении к священникам. К кому бы мне пойти на исповедь? Нет, к этому батюшке, пожалуй, не пойду, больно строг, к этому тоже, мне что-то не нравится, как он по храму ходит, и служит как-то не так благоговейно, как надо, Я-то знаю. Этот молод, этот мне вчера замечание сделал. За батюшками вообще надо пристальней следить, как бы не ошиблись где, в службе чего не напутали, надо вовремя подсказать. И вообще нет старцев в наши дни, не к кому пойти! Конечно, я преувеличиваю, но сознательно. Сознательно, дорогие братья и сестры, потому что именно так уродливо смотрится наше иногда предвзятое отношение к священнослужителям по сравнению с тем, как встречают батюшку на селе. Мы, бывает, сравниваем батюшек, имея такую возможность – видеть их часто и в большом количестве – бывает, и покритикуем. А для сельчан батюшка, приехавший к ним на праздник, – да это и есть ПРАЗДНИК! Это значит, что будет служба, что будет совместная молитва, что можно излить свою душу на исповеди (здесь не придешь в любое время), можно приобщиться СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАИН! Да это просто сердечное, заботливое слово, участие. И как немного нужно внимания этим простым прихожанам. На все один ответ: СПАСИ ВАС, ГОСПОДИ, БАТЮШКА! И не просто формальный, а такой искренний, что при виде этой картины, хочется разреветься и от радости, и от умиления, и от сознания собственного несовершенства.
В этой заметке мне вовсе не хотелось ни критиковать, ни поучать, а просто поделиться, братья и сестры, теми своими впечатлениями и мыслями, которые родились в моей душе и продолжают рождаться после общения с прихожанами Захаровского благочиния. Мне будет очень радостно, если выпадет возможность побывать там снова и подробнее рассказать об увиденном. Я также буду рада услышать ваши отклики, если у кого-то появится такое желание, и ваши собственные рассказы. Поскольку форума на нашем сайте пока не существует, желающие могут воспользоваться электронной почтой: troizkij@mail.ru
Соб. корр.