7 июля. Рождество Иоанна Крестителя

7 июля 2014 года — Рождество святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — в Свято-Троицком монастыре отмечается как престольный праздник. Южный придел Сергиевского храма обители освящен в честь Собора Иоанна Крестителя.

Накануне вечером наместник монастыря архимандрит Андрей (Крехов) возглавил всенощное бдение, а утром им была совершена Божественная литургия в сослужении братии обители в священном сане. По случаю престольного праздника после заамвонной молитвы состоялся молебен перед иконой святого Иоанна Предтечи с частицей его мощей и крестный ход к поклонному Кресту, расположенному у Святых Врат монастыря.

О празднике

Рождество Иоанна Предтечи описано лишь одним евангелистом. Рассказ об этом событии мы находим в 1-й главе Евангелия от Луки. Согласно этому рассказу, отец и мать Иоанна Предтечи носили имена Захария и Елисавета, жили во времена Ирода, царя Иудейского, причем Захария был священником (Лк. 1:5). Оба они были праведны, достигли преклонного возраста, но не имели детей (Лк. 1:5-7). «Бездетность у евреев считалась большим несчастьем, даже позором»[1], поэтому, как повествует евангелист, отсутствие детей у супругов повлекло за собой «поношение между людьми» (Лк. 1:25) и молитву супругов о даровании чада, которая была услышана (Лк. 1:13).

Захария в тот момент, когда он совершал каждение в храме (Лк. 1:8-9), увидел ангела (Лк. 1:11) и получил от него предсказания: о рождении сына; о том имени, которым сына нарекут; о радости, которую принесет его рождение как Захарии, так и многим представителям израильского народа; о том, что сын будет велик пред Господом; о предстоящей его сыну миссии—«представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1:13-17).

Захария, будучи стар, усомнился в услышанном и в результате, в подтверждение верности услышанных слов, был лишен Архангелом Гавриилом дара речи (Лк. 1:18-20, 22). По окончании дней службы Захарии в храме его жена зачала (Лк. 1:23-24) и в свое время родила сына (Лк. 1:57). Однако дар речи к Захарии вернулся не в сам день рождения сына, а лишь в то время, когда зашла речь о наречении имени младенцу, на восьмой день (Лк. 1:59-64).