16 марта. Неделя 2-я Великого поста, святителя Григория Паламы

16 марта 2014 года, в Неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, игумен монастыря архимандрит Андрей (Крехов) совершил Божественную литургию в Троицком соборном храме в сослужении братии обители в священном сане, а накануне праздника возглавил всенощное бдение.

Святитель Григорий Палама

Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский (1296–1359) – святитель,  христианский мистик и богослов, развивший  и оформивший учение Православия о природе Фаворского света.

Святитель Григорий родился в семье крупного чиновника при дворе императора, к концу жизни сложившего государственные полномочия и принявшего монашество. Он получил всесторонне и глубокое образование. С юности он общался также с афонскими иноками, пользуясь их советами и узнавая подвижнический образ жизни, и через некоторое сам принял монашеский постриг. Богословские труды святителя Григория Паламы, прежде всего по поводу природы Фаворского света, вызывали разное отношение к их автору. Патриарх Иоанн XIV Калека, сторонник учения Варлаама Калабрийского, отлучил Григория Паламу от Церкви и заключил в тюрьму; после смерти этого патриарха освобожденный Григорий Палама был возведен в сан архиепископа Фессалоникийского. В одном из морских путешествий святителя Григория в Константинополь его судно было взято в турецкий плен, в котором святитель пребывал в течение года. За три года до кончины святой Григорий Палама вернулся в Фессалоники.

Важнейший период в жизни святителя Григория связан с его острейшей полемикой с мнениями калабрийского монаха Варлаама и монаха Григория Акиндина, обвинивших афонских отшельников в «двубожии». Полемика шла по поводу учения о природе Фаворском свете, о возможности видения Фаворского света. Оппоненты афонских монахов в принципе отрицали самое возможность видения вечного Фаворского света. Варлаам Калабрийский считал, что нет ничего вечного и несотворенного, кроме Самого Бога; допуская существование Фаворского света как вечного света, приходится означить его Богом, что и есть «двубожие». Святитель Григорий Палама учил о необходимости различать сущность Божества и действия Божества, Его нетварные энергии. Сущность Божества недоступна человеку,  и тем не менее, всё и вся участвуют в Боге, и этим участием существуют, – не участием в природе Его, а участием в Его действиях. Григорий Палама учил о Божественных энергиях, действующих в мире, открывающихся людям, но вместе с тем не являющихся сотворенными. Эти Божественные энергии обобщаются у святителя Григория словами «благость», “общая благодать Пресвятой Троицы”. Подвиг афонских монахов-исихастов, делателей непрестанной молитвы, на практике утверждало возможность реального богообщения, познания непознаваемого Бога, указывало пути выхода человека за пределы его тварной природы. Учение святителя Григория Паламы было подтверждено решениями Константинопольского Собора 1351 года, определения Собора были внесены в чин Торжества Православия.

Из проповеди протоиерея Всеволода Шпиллера:

«Вторая неделя, второе воскресенье Великого поста всегда ставит мысленный, духовный наш взор перед учением святого Григория Паламы об образе Божьем в нас, потому что мы спрашиваем себя: “А что же такое “образ Божий”, вписанный Самим Богом в нас? В чем же он? Каков он? Что он такое?” А Григорий Палама именно на этот-то вопрос и отвечает. Святой Григорий Палама написал много творений, но одно из самых больших его творений, самых важных — это так называемый “Томос веры”. И в нем святой Григорий Палама говорит, что образ Божий в нас — это прежде всего свет, не физический свет, а тот самый свет, которым был осиян на Фаворской горе Господь Иисус Христос в час Своего дивного Преображения. Это свет славы Божьей, и образ Божий в человеке есть луч этой славы Божьей. Человек с образом Божиим в себе творит невероятные вещи — он его калечит, оскверняет, затемняет. Это мы знаем. Но, может быть, не все знают, что образ этот все-таки неуничтожим. Уничтожить в себе образ Божий человек не может по милости Божией к нам. Он неуничтожим! И он каждому из нас присущ — этот свет нерукотворный, присносущный свет славы Божией, явленный на горе Фаворской в час Преображения Господня.

Вот в чем смысл учения Григория Паламы об образе Божием в нас, неуничтожимом и обладающем силою Божественной энергии. Раз мы знаем об этом, то следующую седмицу будем идти еще легче, чем шли до сих пор. Так вот что мы имеем внутри себя, вот что мы можем раскрыть!»

Использованы материалы сайтов «Богослов.ру» и «Правмир«.